Подразделение выполняет важнейшую задачу – восстановление и обслуживание электроагрегатов. Появившийся практически в одно время с градообразующим предприятием Магнитки, цех безостановочно развивался. На ПАО «ММК» строили и запускали новые объекты, и работа каждого из них зависела от исправности электрооборудования. А это – уже зона ответственности электроремонтного цеха. Каждое знаковое событие в жизни комбината добавляло и очередную страницу в летопись достижений ЭРЦ.
– Работоспособность ПАО «ММК» необходимо поддерживать, и здесь наше подразделение стоит на передовой, – рассказывает начальник электроремонтного цеха Александр Гарифулин. – Пожалуй, на всём комбинате не найдётся электрической машины, к ремонту и обслуживанию которой специалисты ЭРЦ не приложили бы руку. Исключение составляют разве что особенно крупногабаритные двигатели.
Освоение новых видов ремонта – немаловажная часть работы специалистов ЭРЦ. Самые «молодые» объекты комбината на данный момент – одиннадцатый листопрокатный цех и пятая аглофабрика. Они исправно работают уже не первый год, и составляющие их основу электродвигатели нуждаются в уходе. «Оздоравливают» их именно работники электроремонтного цеха.
На протяжении всей жизни ЭРЦ шёл в ногу со временем, не останавливается он и сейчас. Двадцать первый век – время цифровизации всего и вся, и здесь электроремонтному цеху также есть чем гордиться. Специалисты подразделения совместно со службами главного инженера ООО ОСК создали уникальный продукт – систему управления ремонтом электрооборудования (СУРЭ).
– Сейчас она очень динамично развивается, – продолжает Александр Каттусович. – Наши сотрудники запустили и доработали автопланирование. В системе хранится всё, что касается планирования и осуществления ремонтов: выполненные технологические операции, всевозможные базы. Одним словом, это полное информационное сопровождение всех ремонтных работ.
Аналогов такой системы нет, и ещё одним её преимуществом является высочайшая адаптивность. СУРЭ можно подстроить под любое предприятие, на котором происходит ремонт, причём лишь с минимальными доработками, учитывающими требования заказчика. И, к слову, системой уже активно интересуются несколько крупных предприятий: «ФосАгро», «Северсталь» и «Евраз».
Также за последнее время специалисты ЭРЦ разработали ряд программ, которые значительно облегчили человеческий труд по сбору статистики. Активная деятельность цеха подразумевает постоянный поток данных и цифр, и человеку справиться с таким объёмом информации бывает непросто. К тому же существует вероятность ошибки. Однако созданные в подразделении программы сводят этот риск к нулю и значительно экономят работникам время.
Что остаётся неизменным, так это технология ремонтов, существующая в цехе. Она давно прошла испытание временем, доказала свою эффективность, и исправная работа подразделений Магнитогорского металлургического комбината – лучшее тому доказательство. Даже при сегодняшних непростых экономических и политических условиях ЭРЦ достойно проходит проверку на прочность, своевременно адаптируясь к переменам. А их немало: освоение дополнительных методов ремонта, поиск новых поставщиков материалов, облегчение труда специалистов цеха.
– Поддерживать импортные двигатели в исправном состоянии сложнее, чем российские, – говорит Александр Каттусович. – Наши более ремонтопригодны, у них больше ресурс. К импортному оборудованию нужен особый подход. Тем не менее, справляемся и раз за разом возвращаем отремонтированные двигатели в родные цеха комбината, где они продолжают исправно служить. Кроме того, у нас есть своя небольшая ниша в сфере изготовления импортозамещающего оборудования. Например, катушек. Это простые, но в то же время крайне важные компоненты, необходимые любому предприятию.
Успешная работа цеха – это прежде всего заслуга коллектива. А для Александра Гарифулина специалисты, работающие в ЭРЦ, – практически золотой фонд. В подразделении много работников с богатым опытом, для которых каждый образец поступающего на ремонт оборудования давно знаком и понятен. Двери цеха всегда открыты и для молодёжи. Новые силы, свежий взгляд, стремление трудиться и развиваться – руководство электроремонтного цеха всё это только поддержит, а взамен даст интересное и нужное дело, достойную заработную плату и уверенность в завтрашнем дне.
Коллектив ЭРЦ уникален ещё и тем, что порядка половины специалистов здесь – представители профессий, которых нет в программе учебных заведений. Обмотчики элементов электрических машин, изолировщики изоляционных материалов, электрослесари, слесари по выводам и обмоткам… Этим ремёслам работники цеха обучались на местах.
– Принимаем людей с другим образованием и переучиваем без отрыва от производства, – объясняет Александр Каттусович. – У нас уже разработаны свои программы, согласованные с корпоративным центром подготовки кадров «Персонал». В дальнейшем все специалисты получают удостоверения и трудятся официально.
Уже не один десяток лет электроремонтный цех сотрудничает с магнитогорским отделением Всероссийского общества глухих. В ЭРЦ более двадцати инвалидов по слуху, все они трудятся на равных с остальным персоналом и прекрасно справляются с работой.
Среди ремонтных подразделений Объединённой сервисной компании ЭРЦ – самый большой цех с точки зрения собственных площадей, а также наличия оборудования и приспособлений. В нём более двух тысяч единиц станков и инструментов, и всё это поддерживается в идеальном состоянии. Впрочем, по-другому никак: чтобы обеспечивать градообразующее предприятие Магнитки исправными электродвигателями, сам ЭРЦ должен быть обеспечен всем необходимым.
С подразделениями комбината – в первую очередь с электрослужбами – у цеха налажено полное взаимопонимание. Есть система анкетирования, где цеха выставляют ЭРЦ оценки, и они всегда близки к высшему баллу. А многие ставят производственной «здравнице» исключительно «пятёрки».
На сегодня, когда вопрос импортозамещения стоит особенно остро, роль электроремонтного цеха становится всё важнее с каждым днём. Сейчас приобретение иностранного оборудования – это целый «квест» с дополнительными временными и финансовыми затратами. Так что поддержание уже имеющихся в цехах ПАО «ММК» электродвигателей в рабочем состоянии – крайне насущный вопрос, и решает его как раз ЭРЦ, благодаря чему комбинат экономит значительное количество средств.